Меню

Автор - Маргарита Миракян

Прежде чем я буду винить себя...

Люди, которые пережили травму, часто чувствуют неуместное чувство вины или стыда по поводу того, что они сделали или не сделали. Прежде чем винить себя за то, что с вами произошло, ознакомьтесь с ошибками мышления, которые чаще всего допускают жертвы травмы. Отметьте те, которые присуще вам. Если некоторые из них кажутся вам близкими, тогда вам необходимо будет откорректировать их.

"Быть свободным от вины — великое утешение.", -
Цицерон
Смещение назад – это иллюзия о том, что знание последствий искажает то, что мы на самом деле знали тогда, когда все произошло. Пережившие травму люди ошибочно верят в то, что они знали, что событие произойдет или что не обратили внимание на «сигналы», которые говорили о том, что это произойдет. Затем они ошибочно приходят к выводу о том, что они были причиной того, что произошло.
В каждом событии есть способствующие факторы, но мы склонны преувеличивать свою роль в этом. Возьмем жертву насилия, которая винит себя из-за того, что не рассказала о насилии. Другие факторы, которые не учитываются жертвой: люди, которые заботились о ней, не смогли защитить ее; система, в которой она была, не обратила внимание на то, что происходит; полиция, которая не смогла поймать преступника, и, самое главное, сам нарушитель, который выбрал насилие.
Только из-за того, что вы могли бы предотвратить то, что произошло, не означает, что вы были причиной этого. Джейн думает про себя: «Если бы я поймала такси, вместо того, чтобы пройтись пешком, этого бы не произошло». Тем самым она игнорирует намерения насильника и, в итоге, его ответственность.

Некоторые люди, пережившие травму, допускают ошибку мышления в том, что так как у них была роль родителя или ответственного лица, в их силах было предотвратить ужасный исход. Говорить о том, что «это была моя работа, я должна была уследить за ними», означает игнорировать то, что на самом деле возможно было предвидеть.
Потерпевшие травму часто чувствуют вину за то, как они среагировали в той ситуации. Они могут сказать: «Почему я замер?» или «Почему я не сказала?». Наше мышление меняется под воздействием угрозы. О вариантах действий, которые кажутся очевидными в расслабленном состоянии, мы можем и не думать под давлением. Под воздействием травмы мы склонны реагировать автоматически несколькими стереотипными способами (обычно это – замирать, потакать, избегать или нападать).

Чтобы снизить чувство вины или вовсе от него избавиться, попробуйте задать себе вопросы:

О каких вариантах я был(а) осведомлен(а) в то время?
Это обычное дело смотреть назад и «посмертно» думать о своем поведении. Вы когда-либо переигрывали разговор в уме и думали о том, почему я просто не сказал об этом. Но это несправедливо, так как мы могли действовать на основании тех мыслей, которые у нас были в то время. О каких вариантах вы знали в то время?
Не сравниваю ли я то, что я сделал(а) с вымыслом/идеальным стандартом?
Возможно вы придерживаетесь какому-то нереалистическому стандарту? Не ожидаете ли вы большего, чем возможно было в то время? После переживания травмы, некоторые люди говорят: «Я должен был сделать что-то, я не знаю что, но я должен был». Более разумным стандартом, с которым можно было бы приравниваться, это спросить себя: «Что бы я ожидал от друга, если бы он оказался в такой же ситуации?»

Не фокусируюсь ли я только на хороших вещах, если бы мне удалось выбрать другой вариант?
Это обычное дело, вовлекаться в «контрфактическое мышление», то есть думать о том, что бы произошло, если бы события сложились по-другому. Часто мы воображаем, что мы действовали бы по-другому и концентрируемся на хорошем исходе. Таким способом не учитывается вероятность (равно возможная) того, что делая по-другому, мы могли бы столкнуться с еще более худшим исходом. Джейн чувствовала вину при мысли о том, что она могла бы просто убежать, пренебрегая вероятностью того, что насильник мог бы нанести ей еще больший вред .
Не пренебрегаю ли я тем положительным, что было в варианте, который я выбрал(а)?
Так же как и сфокусированность на хороших результатах при выборе другого способа действия, пренебрежение положительными сторонами уже выбранного поведения, может привести к рассмотрению ситуации искаженным способом и вызвать неоправданное чувство вины. Учитывайте положительные стороны уже сделанного вами выбора, а были ли, возможно, варианты, которые могли бы привести к еще более худшему результату.
Не говорю ли я о том, что я должен(а) был(а) вести себя на основании инстинктивного чувства?
Обычно мы действуем на основании имеющихся фактических данных. Если бы мы действовали на основании предчувствия или интуиции, мы бы часто вели себя странно. Только потому что какое-то событие с низкой вероятностью предчувствовалось нами, не означает, что мы должны действовать на основании предчувствий.
Не виню ли я себя за исход и не игнорирую ли я мои реальные намерения?
Иногда пережившие травму люди верят в то, что они виноваты, что что-то сделали не так не из-за своего поведения, а из-за ужасного (и непредсказуемого) результата. Например, могут быть мысли о том, что: «Я виновата, потому что кто-то умер», исходя из того, что случилось и не учитывая собственные благие намерения.
Не виню ли я себя за чрезмерную эмоциональную реакцию?
Люди – эмоциональные существа. Солдаты иногда испытывают вину за то, что чувствовали страх, хотя это совершенно нормальная автоматическая эмоциональная реакция в ответ на угрозу. Некоторые жертвы сексуального насилия испытывают сексуальное возбуждение во время насилия, и потом чувствуют вину, думая, что они каким-то образом инициировали это ощущение. Хотя, на самом деле, сексуальное возбуждение в большинстве случаев является непроизвольной реакцией и не означает, что действие, которое инициировало эту реакцию, было преднамеренным.
Не пренебрегаю ли я тем фактом, что когда все варианты плохие ,« менее плохой» вариант является нравственным выбором?
Многие жертвы травмы имеют спектр выборов, из которых все ведут к плохому результату. Жертвы насилия страдают от негативных последствий того, чтобы бороться или отступить, разгласить или нет. Солдаты часто оказываются в ситуации «Убей или будешь убитым». В таких обстоятельствах выбор в сторону «менее ужасного» результата является очень нравственным выбором.
Не путаю ли я чувства с очевидными данными?
Только потому что вы чувствуете вину, не означает, что вы виноваты, эмоции часто создают ощущение правдивости или неверности идеи. Ощущение, что ваш лотерейный билет выигрышный, не означает, что вы выиграете.