Меню

Автор текста — специалист Александра Романовская

Что такое схема-терапия?

Современный мир диктует нам необходимость создания ясной, четкой, практической системы психотерапии для оказания наиболее эффективной и качественной помощи людям, испытывающим самые разные сложности.

Схема-терапия — одна из них.

Лучше всего она работает в тех ситуациях, когда человек как бы застревает в замкнутом круге, оказываясь не в силах его разомкнуть, зачастую даже понимая «бессмысленность» и нелогичность устоявшихся способов своего поведения и реакций.

В основе подхода лежит идея о том, что те проблемы, с которыми мы сталкивается в настоящий момент словно включают, возрождает наш эмоциональный опыт, полученный в детстве, что проявляется в устойчивых паттернах реакций в различных сферах жизни
Как это работает?
Цикл переживаний запускается триггером, которое активизирует нашу реакцию. Это может быть как и какое-то событие, действие, которое происходит во внешнем мире, так и мысль, ассоциация, ощущение.
Являясь спусковым крючком, триггер включает наши схемы, истоки которых лежат в детском возрасте.

Что такое схема?

Схему можно представить «очками», которые заставляют человека смотреть на мир под определенным углом. В таких очках мы глубоко эмоционально и даже телесно ощущаем правильность представлений и убеждений о себе, мире и других людях. Представления диктуются схемой, сформировавшейся в детстве под влиянием окружающей среды (условий существования, родителей, значимых взрослых, школы, друзей и т. д.).

Источник возникновения схемы — события детского и подросткового возраста, когда у ребенка не удовлетворялись базовые эмоциональные потребности (например, если у ребенка не насыщалась потребность в безопасности, это могло послужить плацдармом для развития схем, диктующих ему то, что мир — небезопасный и злой, и уже во взрослой жизни он постоянно будет смотреть на мир как на опасный, ощущать его таковым, не смотря на то, что это не всегда подтверждается реальными фактами).

Схема — это система чувственных убеждений, эмоций, воспоминаний, которая приносит в жизнь человека сильные негативные, болезненные переживания.

Чтобы справится с чувствами, вызываемыми действием схемы, у нас есть система режимов.

И в первую очередь режим приходит в виде поведения, которое сложилось в течение нашей жизни для того, чтобы помочь нам справится с той болью, которая причиняется схемой. Так, выделяется три группы копинг-режимов (стратегий «совладания»):
1
Бей — гиперкомпенсация — «нападение на схему» через гиперконтроль, агрессию или чрезмерную «хорошесть;
2
Беги — избегание ситуаций, в которых активизируется схема или «бегство» от чувств, которые она порождает;
3
Замри — капитуляция «я сдаюсь» перед тем, какое послание даёт схема.
Так же режимы разделяются на:
Детские режимы
Состояния, в которые мы погружаемся, когда испытываем нехватку потребности.
Критикующие режимы
Наша часть, слепленная из посланий и поведения окружающих взрослых, родителей, которая включает в себя правила, стандарты, наказания.
"Здоровые" режимы
Такое поведение, которое является наиболее адаптивным и функциональным в условиях возникновения схемы.

Итак, мы видим, что схема-терапия «укладывает» ту проблему, которая возникает у человека в ясную и понятную систему, которую можно представить следующим образом:
Специалисты нашего центра создадут атмосферу безопасности и принятия, где возможно работать на снижение интенсивности схем и допинговых режимов. Чтобы «взрастить» в себе альтернативные режимы для повышения качества жизни.

Как проходит психотерапия?

1.
1.
Для начала нам важно нарисовать четкую и подробную «карту» проблемы, которая будет включать описание схем, которые есть у человека, детского опыта, который «создал» проблему, описание режимов, которые присутствуют в его жизни, триггеров, которые активизируют всю эту цепочку.
2.
2.
Работа с режимами — исследуя режимы, разбирая их мы стараемся сформировать альтернативный способ поведения, который будет направлен не на то, чтобы «заглушить» боль, возникающую от происходящего, а на ее исцеление, удовлетворение актуальных эмоциональных потребностей и выработку более полезных, эффективных поведенческих реакций;
3.
3.
«Исцеление» схем — на этом этапе наша задача изменить схемы, избавить человека от боли его эмоционального опыта. Для этого мы работает с детскими негативными переживаниями, травмирующими событиями;
4.
4.
На завершающем этапе мы закрепляем у человека способность самостоятельно справляться с возникающими трудностями, не прибегая к помощи специалиста (или сводя ее к минимуму).
Можно так же почитать
Как справиться с паническими атаками и что какая терапия может помочь

Что делать, если вы сталкиваетесь с чувством ревности