Меню

Чувство вины

Разбор на примере романа
М.Ю Булгакова "Мастер и Маргарита".

Автор - Ксения Киян
«Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку... а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га Ноцри, потому, что, как он утверждает, он чего то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою.»
М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита
Давайте на примере отрывка из романа разберем что происходило в эмоциональном состоянии у Понтия Пилата и не давало покоя каждый месяц в течении 2-х тысячи лет.

Согласно Гринбергу( Grinberg, 2015) различает первичные (базовые) и вторичные (социальные) эмоции. Базовые это наиболее фундаментальные и истинные реакции человека на ситуацию. Они являются прекогнитивными, воплощенные физиологическими проявлениями паттернов выживания. Они указывают на не удовлетворение базовых эмоциональных потребностей. Они включают: печаль, гнев, страх.


Социальные это вторичные , посткогнитивные эмоциональные реакции, включающие интернализованные оценки и убеждения, вызванные значимыми другими людьми. Они включают такие эмоции как: смущение, обиду, зависть, безнадежность, вину, стыд.
В данном случае повторяющиеся сны, образы были вызваны чувством вины или стыда.

Попробуем разобраться в чем разница.
В основе чувства вины лежит реальный или воображаемый ущерб другому человеку, а также в способности чувствовать чужие страдания и дискомфорт. У вины есть адаптивные функции, благодаря ей мы корректируем свое поведении и выстраиваем значимые отношения. Чувство вины и стыда закладывается на 2- 3 году жизни ( Hoffman,1998) и влияют на эмоциональную регуляцию в раннем детстве.
Стыд более болезненная и острая эмоция, чем вина, потому что он проникает в самую суть чувства идентичности ребенка ( Tagney, 1998). Стыд связан с желанием отказаться от некоторых аспектов себя, выбросить их. Вина, по контрасту, предполагает наличие желания избавиться от некоторых конкретных аспектов поведения. Таким образом, вина находится на некотором расстоянии от личности и поэтому не должна серьезно затрагивать сущность идентичности ребенка.
Если у ребенка нет этих чувств, не усвоил что можно и что нельзя, то возникают проблемы с эмоциональной регуляцией ( поведенческие расстройства, расстройства личности и аутизм).
Выделяют альтруистическую и этическую вину (Basile, 2011, Mancini and Manchini, 2015)
Альтруистическая вина
Возникает из- за оценки отсутствия альтруизма по отношению к жертве.
Этическая вина
Вытекает из оценки нарушения интуитивно- нравственной формы.
У вины есть положительные моменты, как я писала раннее. Она помогает выстраивать взаимоотношения, повышает способность к эмпатии. Но на определенном этапе или в определенной ситуации она становится патологической. Она начинает отбирать все силы и не помогать выстраивать взаимоотношения, а наоборот всячески все разрушать, в том числе себя.
Как думаете какое все-таки чувство было у этого героя?
«Свободен! Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и что то прокричал хриплым, сорванным голосом.
Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит.
Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он»
Как мне кажется, покоя ему не давало чувство вины и обвиняющий внутренний голос. И не было уже ни людей, ни обстоятельств, но внутренний голос не отпускал его. Он не мог простить себе ту ошибку, которую совершил 2000 лет назад. И только после того, как он услышал то, что никак не мог сказать себе сам, он наконец- то простил себя и стал свободным.